Для наиболее полного отражения состояния дел на предприятии или в организации к балансу прилагается отдельный документ, который называется «пояснительная записка к бухгалтерской отчетности». Он составляется по особым правилам, которые нужно соблюдать, чтобы впоследствии у контролирующих органов не возникло вопросов. Разберемся в вопросе подробнее.
Кто должен составлять пояснительную записку
Законодательством предусмотрено, что записка к бухгалтерскому балансу в обязательном порядке должна предъявляться в ИФНС бюджетными организациями. Составление документа подчиняется особым правилам. Для этого имеется специальная форма отчетности. Обязательность предъявления записки для остальных юридических лиц не предусмотрена. Компании могут отказаться от ее приложения к балансу, или составлять в произвольной форме. Представители малого бизнеса в силу использования особых режимов налогообложения избавлены от необходимости предоставления данного документа.
Что указывается в пояснительной записке
Документ дает возможность получить исчерпывающую информацию о финансовом состоянии компании, и ее деятельности с начала существования по текущий отчетный период включительно. Такие сведения нужны не только налоговой службе и представителям фондов, но и другим лицам – например, кредиторам, учредителям, акционерам.
Каждый бухгалтер вправе самостоятельно определять, в каком виде он будет представлять данные – текстом, диаграммами, таблицами, схемами. Однако любой пример бухгалтерской записки должен содержать такие сведения:
- правовой статус юридического лица – его наименование, официальный адрес, ФИО учредителей и директоров, величина уставного, резервного, добавочного капитала, их движение;
- применяемый вариант обложения налогами;
- вид используемой учетной политики с используемыми правилами;
- первоначальная стоимость основных средств, нематериальных активов, их движение, их цена с учетом амортизационных вычетов;
- наличие и движение производственных материальных запасов, используемые методы их оценки;
- количество займов, длительность их погашения, общая величина задолженности перед кредиторами;
- виды финансовых вложений, активов и обязательств, в рублях и иностранной валюте, способы их оценки;
- выручка от реализации товаров и услуг;
- основные виды деятельности предприятия, с указанием обеспеченности собственными средствами, степени их ликвидности, рентабельности;
- текущая платежеспособность, прибыль или убытки, погашенные и непогашенные штрафы и пени;
- прошлые и текущие объемы продаж товаров и услуг;
- затраты на производство продукции;
- наличие или отсутствие резервов для расходов будущих периодов.
Также нужно перечислить организации, с которыми имеются договора о сотрудничестве, указать их количество и долю выручки, полученной от взаимодействия с ними.
Если в течение отчетного периода учетная политика предприятия претерпела изменения, то это обязательно следует отразить в пояснительной записке. Если в будущем предполагаются какие-то действия, которые могут повлиять на организационную форму или непрерывность налогового и бухгалтерского учета, например, приостановка деятельности или ликвидация фирмы, то их также нужно указать
Советы специалистов
Согласно данным баланса составляется пояснительная записка. Образец такого документа должен полностью совпадать по количественным и иным показателям с официальными бумагами, предоставленными в ИФНС.
Эксперты рекомендуют в табличном виде указывать следующие данные:
- об изменении всех видов капиталов;
- о движении резервов;
- о предстоящих расчетах и платежах;
- о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
- о принадлежащем компании и арендованном движимом и недвижимом имуществе;
- обо всех чрезвычайных фактах и форс-мажорных обстоятельствах, которые повлияли на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовые результаты.
Если документ составляется для акционеров, кредиторов или других заинтересованных лиц, то, помимо сухих цифр и фактов, потребуется их всесторонний анализ. Это позволит составить объективную картину о месте компании на рынке труда, ее перспективах развития, величине деловой активности.
Согласно ПБУ 11/2008, особое внимание следует уделить аффилированным лицам (если таковые влияют на работу компании или организации). Раскрывается основная информация о них, связанные с ними финансовые и другие операции, приводятся факты, которые подтверждают их причастность к деятельности предприятия.
Поскольку пояснительная записка к бухгалтерскому балансу должна подчиняться особым правилам при оформлении, составлять ее должен высококвалифицированный специалист. Наши специалисты по бухгалтерскому консалтингу в Туле создадут документ, полностью отвечающий не только законодательным нормам, но и всем требованиям и пожеланиям руководства предприятия.