В 2023 электронная подпись главного бухгалтера – важный инструмент в профессиональной деятельности. Внесение изменений в законодательство делает ее практически неотъемлемым атрибутом для работников бухгалтерской сферы, ведь она нужна для отправки отчетности в ФНС, заключения сделок и оформления сотрудников.
Терминология и виды
Оформлением занимается работодатель, и это в его интересах. Термин ЭЦП постепенно выходит из обращения, вместо него используется название «электронная подпись. Руководители организации и ИП получают ее в удостоверяющем центре налоговой, для этого нужен пакет документов и сертифицированный токен (флешка или смарт-карта для записи, определенной модели и сертификация от ФСТЭК или ФСБ РФ).
Отрицательный ответ, можно ли отдавать электронную подпись бухгалтеру, подразумевает, что ему нужна ЭП для уполномоченного сотрудника (это может быть и кадровик, и работник бухгалтерии, и ответственный сотрудник). Выбрать можно простую, неквалифицированную или квалифицированную ЭП – это зависит от объема полномочий:
- простая – для авторизации и работы в ЛК;
- без квалификации – с ограниченным спектром возможностей;
- доверенность, рассчитанная на бухгалтера, оформляется с квалификацией, но на имя владельца, на ЭЦП предусматриваются выполнение профобязанностей, и дополнительные дистанционные возможности.
Подписывать документы от имени своего работодателя могут только уполномоченные сотрудники, на которых создана машиночитаемая доверенность, например, на электронную подпись бухгалтеру как физическому лицу.
ЭЦП, выданную на бухгалтера до последнего дня лета 2023, для ведения профессиональных обязанностей (для сдачи отчетности) можно использовать еще год, до 1.09.2024. КЭП физлицам и МЧД остальным работникам придется менять уже с 1 сентября 2023. МЧД нужно было оформить еще до конца августа.
Некоторые удостоверяющие центры ввиду экстремальной ситуации предлагают скидки на комплекты ЭП для уполномоченных сотрудников. При увольнении оплаченная работодателем ЭЦП, остается у уволившегося. Ни о каком акте приема передачи бухгалтеру или использовании другим человеком и речи быть не может, это нарушение законодательства. УКЭП бухгалтера – самый надежный и профессиональный инструмент. Его используют для сдачи электронной отчетности во все надзорные органы, с ней можно работать на электронных торгах и государственными информационными системами.