Прекращение организацией или предприятием работы связано с рядом юридических обязательных процедур, одной из которых является сдача ликвидационного баланса. Если в документе обнаружатся ошибки и неточности, то процедура завершения деятельности будет прервана. Чтобы этого не случилось, разберемся, как правильно оформить официальные бумаги.
Что нужно сделать перед тем, как составить ликвидационный баланс
Согласно нормам Гражданского кодекса РФ и положениям ФЗ-402, организация может прекратить свою работу в результате следующих обстоятельств:
- По добровольному совместному решению учредителей или собственников. Сюда относится ликвидация компании, которая была образована на определенный период для достижения какой-либо цели.
- По решению судебных инстанций в случае отсутствия лицензии, нарушений законов, других факторов.
- В результате банкротства.
В последнем случае составление и утверждение ликвидационного баланса возлагается на комиссию, созданную органами внешнего управления. Процедура проводится по особым правилам, которые регламентируются нормативами ст. 65 ГК РФ. Разберемся, как происходит сдача ликвидационного баланса в случае, когда предприятие самостоятельно решило закрыться.
Любое юридическое лицо, которое решило прекратить работу, должно, в соответствии с текущим законодательством, действовать так:
- Принять решение о ликвидации фирмы с оформлением соответствующего документа, подписанного собственником, акционерами, другими заинтересованными лицами.
- Направить уведомление в местный орган ИФНС о принятом решении.
- Организовать ликвидационную комиссию приказом или распоряжением руководителя компании.
- Объявить в СМИ и других публичных органах о прекращении работы.
- Провести инвентаризационные мероприятия, преследующие целью оценку движимого, недвижимого имущества, нематериальных и других активов, установить наличие задолженностей всех видов.
- Оформить промежуточный ликвидационный баланс в соответствии с полученными данными.
- Взыскать задолженность с дебиторов и рассчитаться по своим долгам.
- Передать движимое, недвижимое имущество и другие оставшиеся активы собственникам и акционерам.
- Составить и сдать в ИФНС итоговый ликвидационный баланс.
После этого в ЕГРЮЛ получается выписка о том, что предприятие прекратило свое существование, без передачи обязательств и прав другому юридическому лицу.
Согласно вышеприведенным правилам, компания должна оформить не менее двух ликвидационных балансов – промежуточный и итоговый. Им присваиваются коды отчетного периода 94 и 90 соответственно. Разберемся в нюансах составления.
Что указывается в промежуточном ликвидационном балансе
Законодательством не предусматриваются строгие правила при оформлении документа. Допускается его заполнение в произвольной форме, однако следующие данные должны быть указаны обязательно:
- Сведения обо всем имуществе, числящемся на балансе. Информация приводится согласно итогам проведенной инвентаризации.
- Требования о погашении долгов кредиторов, с указанием результатов их рассмотрения.
- Требования, поступившие от официальных инстанций в связи с принятыми и вступившими в силу судебными решениями.
Официальная бумага утверждается и подписывается собственником или учредителем организации. В некоторых случаях, оговоренных ст. 6 ГК РФ, ее требуется согласовать с государственными инстанциями, уполномоченными на такие действия.
Промежуточный ликвидационный баланс необязательно сдавать в ИФНС, однако эксперты считают, что лучше это сделать, чтобы впоследствии у контролирующих органов не возникло вопросов по поводу правомерности тех или иных действий компании при прекращении работы. К документу прилагается пронумерованный, прошнурованный и скрепленный печатью список требований кредиторов с указанием, были они удовлетворены, или нет.
Круглую печать на ликвидационный баланс в бумажном виде также ставить необязательно, если данное действие не предусмотрено внутренними нормативами компании. Если документ составлен в соответствии с общепринятыми правилами, подписан руководителем или другим уполномоченным лицом, то его статус не теряется без оттиска печати.
Особенности итогового ликвидационного баланса
При составлении документа следует учитывать, что отчетный год для организации в данном случае неполный. Его началом считается 1 января, а завершением – число, предшествующее получению выписки из ЕГРЮЛ.
После того, как все долги были погашены, составляется последний, итоговый ликвидационный баланс. Эксперты расходятся во мнениях, можно в нем ставить прочерки, или нет. Если оставшееся имущество не было распределено между собственниками или акционерами до оформления этого документа, то, конечно, нулевым он не будет. В противном случае в графах активов и пассивов будут стоять прочерки.
У каждой позиции есть свои плюсы и минусы. Решение о том, будет итоговый ликвидационный баланс нулевым или нет, должно приниматься специалистами, исходя из конкретных обстоятельств в процессе ликвидации организации. Чтобы не ошибиться, лучше доверить процедуру составления и сдачи ликвидационного баланса профессионалам. Это поможет в кратчайшие сроки завершить работу компании в полном соответствии со всеми законодательными нормативами, и получить выписку ЕГРЮЛ.