Понятие самозанятости появилось ещё в 2017 году. Оно относилось к репититорам, няням, гидам и другим профессиям, где граждане получают денежное вознаграждение напрямую от заказчиков. В 2019 начался эксперимент по введению нового налогового режима. Он набрал большую популярность. Теперь на территории всей страны граждане могут зарегистрироваться в качестве самозанятого и получать легально свой доход.
Кто может быть самозанятым?
Самозанятым может быть лицо, которое работает напрямую с заказчиками, без привлечения дополнительных лиц и соответствует следующим условиям.
- Получает доход от самостоятельной деятельности.
- Не привлекает дополнительную рабочую силу.
- Годовой доход не превышает 2,4 миллиона рублей.
- Занимается деятельностью, исключающей:
- Продажу товаров, облагающихся акцизом, в том числе алкогольная и табачная продукция, медпродукция и др.
- Извлечение и продажу полезных ископаемых.
- Перепродажу товаров или прав на имущество.
- Предпринимательскую деятельность в интересах иных лиц.
Таким образом, самозанятыми обычно являются граждане, занимающиеся репетиторской деятельностью, изготовлением и продажей еды, одежды, предметов быта, услуги по уборке квартир и помещений, перевозка людей и грузов, сдача жилья в аренду и другие.
Какую отчетность должен сдавать самозанятый?
Предприниматели, уплачивающие НДП, не обязаны сдавать отчетность в налоговые органы по своей деятельности. Им достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог». После регистрации и ввода всех необходимых данных придёт уведомление о получении нового статуса.
Далее самозанятый должен:
- Регистрировать расчёт с клиентом в приложении для фиксации дохода и выдачи чека.
- Контролировать свои доходы и расходы удобным для него способом.
Контролирующие органы уделяют внимание только доходам физического лица. Расходы важнее для самого предпринимателя, которому нужно следить за эффективностью бизнес-процессов и рентабельностью своего дела.
Можно ли передать ведение бухгалтерии самозанятого на аутсорсинг?
Сопровождение бухгалтерии самозанятого может быть в виде консультирования и помощи в оформлении необходимой документации. В первую очередь важно понять целесообразность использования данного режима налогообложения в конкретном случае, а затем разобраться с технической составляющей отправки данных в приложении.
Бухгалтерия может предложить ведение учёта расходов и доходов для личного контроля самозанятого, что значительно облегчит ведение бизнеса.